ИЗ   ИСТОРИИ  ПОСЁЛКА

 

Прошло  много  веков,  прежде  чем  на  месте  нынешней  Мамонтовки  появилось  цивилизованное  поселение  с названием  Листвяны. 

Первое  летописное  упоминание  о  деревне  Листвяны  относится  к  1523  году.  С  этим  названием  посёлок  вошёл  в  XIX  век,  когда  в  России  началось  строительство  железных  дорог.  Первая  стальная  магистраль, проложенная собственными силами без участия иностранного  капитала,  соединила  Москву  и  Сергиев  -  Посад.  Идея  ёе  строительства  принадлежала  профессору  Московского  государственного  университета  Фёдору  Васильевичу  Чижову,  будущему  крупному  теоретику промышленно-  торгового  развития  России.  Но сам  Ф.В.Чижов  долгое  время  был  лишь  платным  служащим  общества  по  причине  того,  что  не  располагал  средствами  для  приобретения  достаточного  количества  акций.

Со  временем  положение  изменилось.  Когда  под  его  руководством  группа  московских  капиталистов  удачно,  с  большой  для  себя  выгодой,  выкупила  у  иностранной  компании  Курскую  железную  дорогу,  Ф.В. Чижов  стал  обладателем  весьма  солидного  капитала.  Это  позволило  ему  уже  в  ином  качестве  принимать  участие  в  сооружении Московской- Ярославской  железной  дороги. 

Он  стал председателем правления акционерного  общества.

К  строительству  дороги  Ф.В. Чижов  сумел  привлечь  группу  московских  купцов, имевших  на  руках  солидные  капиталы  и  желавших  вложить  их  в  выгодное  дело.  Один  из  них –

Иван  Фёдорович  Мамонтов,  отец  известного  в  будущем  мецената  и  промышленника  Саввы  Мамонтова.  Иван  Фёдорович  и  стал  главным  финансистом  и  организатором  новой  стройки. 

В  1843  году  Иван  Фёдорович  Мамонтов  вступил  в  первую  купеческую  гильдию.  В  Москве  И.Ф. Мамонтов,  ставший  к  тому  времени  потомственным почётным  гражданином,  приобрёл  просторный  особняк  князей  Мещерских.  Здесь  он  жил  со  своей  семьёй:  три  сына -  Анатолий,  Фёдор  и  Савва,  две  дочери – Александра  и  Ольга.  Все  они  были  неплохими  помощниками  в  делах  отца. Но  главным  из  них  стал  всё  же  Савва – будущий  крупный  финансист – администратор  в  деле  строительства  и  эксплуатации  железных  дорог. 

Но  вернёмся  к  началу,  когда  было  принято  решение  о  создании  акционерного  общества  по  строительству  железнодорожной  ветки  из  Москвы на Сергиев – Посад. Получив благословение  императора  Александра  II,  вновь  созданная  компания  приступила  к  изыскательским  работам  за  свой  счёт.

По  поручению  учредителей  будущей  железно – дорожной  магистрали  статистики  занялись для  начала  изучением транспортного  движения  по  Ярославскому  шоссе,  проходившему  невдалеке  от  Листвян,  через  Пушкино  и  далее  на  Сергиев – Посад.  Оказалось,  что  ежегодно  по  этой  дороге  в  экипажах,  каретах,  дилижансах  и  на  простых  телегах  проезжает,  в  основном  к  лавре,  более 150  тысяч  человек.  Плюс  к  ним  не  менее  500  тысяч  паломников,  которые  добираются  до  Сергиева – Посада  в  основном  пешим  ходом.  Нередко  сам  Иван  Фёдорович  Мамонтов,  стараясь  получить  более  верные  сведения  о  движении  людей  на  этом  пути,  днями  и  ночами  просиживал  у  Крестовской  Заставы,  делая подсчёты  в  своей  тетради.

Уже  тогда  он  хорошо  понимал,  насколько  облегчит  путь  людей  к  лавре  железная  дорога.  Ведь  многие  из  паломников,  не  имея  своих  средств  передвижения, ходили  туда  по  2 – 3  раза  в  год.  Иван  Фёдорович  Мамонтов  предвидел,  что  дорога  даст  толчок  к  развитию  огородничества  и  садоводства  вокруг  таких  посёлков,  как  Листвяны,  Черкизово,  Тарасовка,  Звягино,  Клязьма,  и  тем  самым  облегчит  снабжение  овощами  и  картофелем  быстро  растущую  Москву.  Начнётся  строительство  дач  в  Пушкино,  Софрино, Хотьково,  что  и  произошло  позднее. 

Словом,  идея  создания  железной  дороги  до  Троице – Сергиевой  лавры  была  дружно  под-  держана  всем  российским  обществом.  Её  строительство  началось  в  1859  году  и  к  1862  году  полностью  завершилось.

На  первых  порах  у  железной  дороги  было  всего  шесть  станций:  Москва,  Мытищи, Пушкинская,  Талицкая,  Хотьково, Сергиев – Посад.  Многочисленные  железнодорожные  платформы.  Среди которых  Челюскинская,  Тарасовская,   Клязьма,  Мамонтовская  и  другие,  появились  значительно  позже.  Их открыть  вынудило бурное  дачное  строительство  и  развитие  подмосковного  социально – экономического  комплекса,  вызванное  усилением  транспортного  движения  на  новой  магистрали.

После смерти Ивана  Фёдоровича  Мамонтова  его  дело  продолжил  сын  Савва  Иванович.  Фамилия  Мамонтовых  была  на  слуху  всего  российского общества.  Вот  откуда это название  подмосковного  дачного  посёлка.  Железная  дорога  дала  не  только  новое  имя  селению  Листвяны,  но  и  стала  причиной его  дальнейшего  бурного  развития.

Бывшая деревня Листвяны, ставшая  дачным посёлком  Мамонтовка,  как – то  незаметно  и  очень  быстро  приблизилась  к самой  железной  дороге.  Вокруг  неё  появились  дачи  и  дома  местных  жителей.  Вдоль  магистрали  вытянулась  новая  живописная  улица  Ленточка, которая  плавно  соединилась  с  другим  дачным  посёлком – Клязьма.  От  станции в глубь посёлка  прошла  широкая  улица  с  названием Кузнецкий  мост.

Мамонтовка, пожалуй, единственная станция  по  Сергиев – Посад,  сохранившая, наиболее ощутимо  колорит  ушедшей  эпохи.         

Hosted by uCoz